В текущем году рынок БМЗ продемонстрировал активную динамику – выросли цены на продукцию, усилился спрос на товар, вследствие чего увеличились объемы производства и потребления. Пока показатели догнали лишь уровень 2006 г., но операторы считают вышеуказанные тенденции положительными и говорят о постепенном налаживании ситуации.
Динамика в развитии
Сегодня на рынке БМЗ наблюдается тенденция стабильного роста. В текущем году его динамика и объемы, по оценкам операторов, вернулись к показателям 2006 г. Тогда, по данным директора проектного департамента ОАО «Укрстальконструкция» Антона Захарченко, общий объем рынка составил порядка 1 млн. кв. м.
Кроме того, наблюдается изменения в структуре спроса. Если два года назад превалирующая часть объектов была сосредоточена в Киеве и области, то сегодня значительную активность стали проявлять регионы. По словам главного инженер компании «ПЕМ Украина» Станислав Рыженко, до кризиса в центральных регионах было сосредоточено порядка 70% строительных объектов. Сейчас же, как сообщает коммерческий директор компании «БФ Завод» Татьяна Дзвинчук, показатель изменился и составляет порядка 55–60%. «Перераспределение произошло во многом за счет региональных проектов для Евро-2012, а также реализации некоторых объектов под производственные помещения и металлургические комбинаты», - уточняет С. Рыженко.
К не менее перспективным объектам сегодня относятся и аэропорты. В Киеве, Харькове, Донецке и Львове сегодня ведутся работы по реконструкции и строительству новых терминалов. Технологию БЗМ для данных объектов специалисты считают одной из самых эффективных, так как она позволяет построить здание с максимальной шириной пролетов, что актуально для аэровокзалов.
Но несмотря на мощный стимул в виде Евро-2012, основную активность рынка БМЗ обеспечивают объекты торгового и торгово-развлекательного назначения – на сегодняшний день это основная группа заказов. Наиболее востребованы сейчас, по словам директора по продажам и маркетингу компании «КАРКАС» Олега Ткаченко, продуктовые гипермаркеты и супермаркеты, а также DIY-магазины площадью 5000-15000 кв. м. При этом развитие сегмента ТЦ и ТРЦ практически не улучшило ситуацию на смежном рынке логистических комплексов, необходимых для работы ритейла.
Зато положительная динамика наблюдается в сегменте промышленной недвижимости, строительстве производственных зданий и АПК-помещений. Последние чаще всего используются для хранения и переработки сельхозпродукции и обычно имеют небольшие размеры.
Увеличение объемов рынка БМЗ с применением металлокаркаса произошло и за счет активного строительства спортивных сооружений разного формата: стадионов (строительство и реконструкция), ледовых арен, фитнес-клубов. При этом некоторые спорткомплексы занимают площади, аналогичные ТЦ и ТРЦ. По наблюдениям некоторых экспертов, сегодня спортивные объекты развиваются почти с такой же скоростью, как торговые до кризиса, а тогда их прирост составлял до 30% в год.
Впрочем, по наблюдениям экспертов, начиная с прошлого года и по сегодняшний день практически весь спрос на рынке БМЗ формируется за счет проектов небольшой площади: чаще до 10 000 кв. м, реже до 20 000 кв. м.
Ценовые колебания
Стоимость БМЗ продукции в нынешнем году увеличилась примерно на 25-35%. Сейчас, по данным А. Захарченко, в зависимости от типа конструкций цена составляет 10-11 тыс. грн. за тонну против 8 тыс. в 2009 г. В итоге повышение стоимости металлоконструкций приводит к удорожанию готового объекта, построенного по технолоии БМЗ, на 5–8%.
Причины удорожания металлоконструкций — рост цен на металл весной текущего года. Операторы оказались вынуждены реагировать на изменения стоимости сырья. Теперь они ожидают развития ситуации с ценами на газ, который также напрямую влияет на конечную стоимость продукции.
Есть и косвенные причины подорожания: В прошлом году многие компании, пытаясь выжить в сложившихся условиях, прибегли к значительному снижению цен, сознательно отказываясь от привычной прибыли. Сегодня же операторы пытаются вернуться к адекватным, по их мнению, ценам. Так, в докризисный период уровень рентабельности строительных компаний, реализующих БМЗ-объекты, составлял порядка 20-24%, а сегодня он снизился до 10-14%. По мнению операторов, это минимальный уровень, позволяющий компенсировать основные затраты на производство и вложить определенную долю в развитие. Сегодня говорить о возможности увеличения нынешнего показателя сложно, поскольку и его получить можно лишь за счет разумной оптимизации затрат и грамотного управления проектом.
Схема лояльности
Для сохранения клиентской базы и приобретения новых заказчиков многие производители БМЗ вынуждены проявлять лояльность в вопросе оплаты, предлагая клиентам разные ее формы. Сегодня 100% предоплата в строительстве — явление крайне редкое. «Чаще это работа при минимальных авансах (траншами по 20-30%), с четко обозначенным графиком платежей, с банковскими гарантиями, с гарантийными суммами удержаний. Вначале осуществляется аванс для закупки основных материалов и проведения подготовительных работ. Дальнейшее финансирование происходит ежемесячно, по факту выполнения работ», - рассказывает А. Захарченко.
При другом варианте на первом этапе финансирования производится оплата в размере 50% от полной стоимости объекта. «Далее, после завершения обозначенных ранее объемов работ, заказчик оплачивает еще 25-30%. Соответственно, после сдачи объекта в эксплуатацию генподрядчик получает остаток — 20-25%. Это, как правило, и есть прибыль строительной организации», - конкретизирует С. Рыженко.
По словам экспертов, подобные системы лояльности сегодня оказываются достаточно эффективными, ведь инвестировать полную сумму в реализацию проекта сегодня может далеко не каждый, а 50% — это показатель серьезных намерений заказчика полностью закончить объект и ввести его в эксплуатацию.